Хадиджах-Хажия

Магазин мусульманских товаров оптом

Книги, намазлыки, шамаили, одежда.Оптом и в розницу, в наличии и под заказ.

8(905)312-44-59, Ильдус      8(909)306-35-72,Гумар.   г.Казань
24.06.2014

Фахретдинов Ф.Р.

Фахретдинов Ф.Р.

Фахретдинов, Фахретдин, Ризаэтдин (Риза) (Ризаэтдин бин Фахретдин) /22.12.1858 (4.1.1859), с. Кичучатово, ныне Альметьевского района Татарстана, – 12.4.1936, Уфа, деятель мусульманской культуры в России, историк, публицист, педагог. Писал на татарском языке.

Окончил медресе в с. Чершила (1888). В ученические годы (с 1867) собрал собственную рукописную библиотеку из сочинений мыслителей Древнего Востока; в 80-х годах начал преподавать младшим учащимся медресе, составил учебники татарского языка и математики (изд. в 1886-1887). С 1889 г. имам в с. Ильбэк (ныне в Азнакаевском районе Татарстана). На гонорар от одной из своих книг он построил здание, где открыл новометодную школу, в которой преподавал. В 1890 г. был избран кадием (шариатским судьей) Уфимской мусульманской общины. В 1906-1907 гг. – редактор литературного общественно-педагогического журнала “Шура” в Оренбурге. Несколько лет был директором медресе “Хусания”, одного из самых известных новометодных мусульманских высших учебных заведений России; возглавлял его педагогический и попечительский советы.

В феврале 1918 г., подчиняясь решению Всероссийского съезда (Москва), вновь принял должность кадия в Уфе. В 1922 г. был назначен муфтием (высшее духовное лицо мусульман) в Уфе. Под руководством Фахретдинова журнал “Шура” способствовал распространению идей джадидизма среди мусульман Европы, России. Здесь публиковались целые курсы учебных предметов новометодных учебных заведений, их программы и, учебные планы, статьи по педагогическим и методическим проблемам.

Широкой популярностью среди мусульман России пользовались книги Фахретдинова по воспитанию. Они неоднократно переиздавались в 1898-1916 гг. в Казани, Уфе, Оренбурге в серии традиционного жанра “Насихат” (“Наставление”), в которых определенные выпуски обращены к мальчику, девочке, к взрослым членам семьи (“Воспитанный отец”, “Воспитанная мать”, “Воспитанная женщина”); популярные изложения проблем семейной и школьной педагогики: “Воспитание ребенка”, “Новометодная школа”, “Убеждение” и др. Судьбе женщины в исламе, теме женского образования посвящены повести Фахретдинова “Салима” (1899) и “Асма” (1906). Итоговым педагогическим произведением Фахретдинова стал фундаментальный труд по этике ислама “Джауа-мигуль кэлим шэрхе” (“Комментарии к изречениям пророка”. – Оренбург, 1916). Эта книга была переписана в 1980-1986 гг. М. Рахимкуловой на кириллицу с переводом арабских слов, а с 1986 г. была подготовлена к печати Р. Утябаевым-Карими. В результате непрерывных хлопот книга издана в Казани в 1995 г. в издательстве “Иман” тиражом в 20 тыс. экземпляров. Переведенная М. Рахимкуловой на русский язык, эта книга начала печататься по частям в журнале “Аргамак” (Набережные Челны) №№ 3-5 за 1994 г.

Фахретдинов был известен как историк, мастер биографического жанра. В журнале он вел рубрику, в которой опубликовал свыше 170 очерков-портретов: Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, И.В. Гете, Г. Спенсера, И.И. Мечникова, а также восточных мыслителей, правителей и других. Главное историческое произведение Фахретдинова – многотомный историко-биографический труд “Асар” (“Сочинения”). Изданные в Оренбурге первые 2 тома (1900-1908) содержат около 1 тысячи жизнеописаний деятелей мусульманской культуры, в том числе связанных с Россией. Многие из этих очерков опубликованы также отдельными книгами. Рукопись последующих томов была изъята полицией при обыске в доме Фахретдинова в 1911 г. и исчезла. Фахретдинов выпустил также отдельные книги о деятелях мусульманской культуры в России (“Знаменитые мужчины” и “Знаменитые женщины”). Книга Фахретдинова “Дини вэ иджтимагый мэсьэлэлэр” (“Религиозные и социальные проблемы”. -Оренбург, 1914), арестованная властями сразу после появления в книжных магазинах по доносу реакционных представителей ислама, показывает Фахретдинова не только как глубокого знатока основ ислама, но и всех современных общественно-политических, экономических событий во всем мире.

Литературная и публицистическая деятельность Фахретдинова способствовала формированию широкого круга читателей-мусульман и ориентации его на проблемы не только традиционной, но и современной культуры. В -середине 20-х гг. Фахретдинов способствовал спасению и сохранению архива Духовного собрания мусульман в Уфе, начал работу по систематизации и изучению его исторических документов.

Приведем слова Фахретдинова: “Нации, достойные жить на свете, обязаны иметь самостоятельное, суверенное мышление и мировоззрение, прогрессировать соответственно изменениям и прогрессу эпохи; политические и экономические, материальные и социальные дела изменять, направлять и обновлять согласно требованиям времени. Выполнение этих дел возможно только в том случае, если представители этой нации, считающиеся образованными и просвещенными, мыслящими и компетентными, осуществляли бы руководство нацией и вели бы ее. за собой в беспрерывном движении вперед. Для тех народов, которые хотят “царствовать” на земле и считают себя достойными и заслуживающими уважения, вышеуказанные условия – суть неизменяемые и нерушимые правила. Судьба и удел тех народов, которые не считаются с этими правилами, означают не хозяйствовать и не царствовать на земле, а попадать и находиться в плену и других, терпеть банкротство в экономических и социальных, научных и политических делах и впасть в нищету. Изучающие историю народов, исчезнувших наций и внимательно мыслящие не будут сомневаться в истинности этих слов”. Мудры и другие его высказывания: “Нации поднимутся высоко и опустятся вниз, пойдут впереди и останутся позади, будут хозяевами, будут ходить в прислугах; во всех этих делах причина, истинная сила, фактор-суть молодежь…”. О предназначении народов мыслитель говорит: “Народы пришли в мир не стоять на жизненном пути, а пришли, чтобы идти неустанно вперед и стремиться ввысь”.

М.Ф. Рахимкулова