Хадиджах-Хажия

Магазин мусульманских товаров оптом

Книги, намазлыки, шамаили, одежда.Оптом и в розницу, в наличии и под заказ.

8(905)312-44-59, Ильдус      8(909)306-35-72,Гумар.   г.Казань
16.09.2013

ВАФА хазрат Гилазиев (сборник)

Вафа хазрат Гилазиев: (сборник)

В середине 1970-х годов одной из центральных фигур татарстанского Ислама довелось стать Вафе хазрату Гилазиеву. Пока этот период изучен весьма слабо, мало конкретных публикаций. Однако очевидно, что пока недооце­нена роль и вклад Вафы хазрата в дело возрождения и сохра­нения исламских традиций у татар. Данная книга будет пер­вой специальной публикацией о нём. Надеемся, что исследо­ватели продолжат эту начатую нами работу. Вообще крайне мало внимания уделено личности В. Гилазиева в печати. Габдулхак Саматов. описывая историю мечети Марджани, упо­минает деятельность Вафы хазрата в деле реконструкции зда­ния мечети.

В книге Габдулхака Саматова «Милләтебездә Ислам ди­не» Вафа хазрат Гилазиев упоминается несколько раз. В част­ности с позитивной точки зрения говорится о времени его слу­жения в качестве муэдзина при имаме Габделхабире хазрате Яруллине. Габдулхак хазрат отмечает, что стараниями Вафы хазрата тахаратхана (зал для омовений) была подсоединена к канализации, причем тахаратхана была расширена и облаго­рожена. Сейчас нам, современным мусульманам, наличие в ме­четях удобных залов омовений кажется естественным. Но мы должны помнить, что в Казани именно Вафа хазрат был ини­циатором приведения в современный вид этих залов омовений. Ешё одной важной инициативой Вафы хазрата было факти­ческое расширение мечети Марджани за счёт оборудования мо­лельных площадей в подвале. А ведь тогда в Казани мечеть Марджани была единственной мечетью, народ туда не вмещал­ся. поэтому обретение дополнительной площади в тех услови­ях было так важно. Цокольный этаж же мечети был низень­ким. вот почему в 1973 году нижний этаж был углублен на 1 метр, земля выкопана. Габдулхак хазрат Саматов пишет, что сам участвовал в этих работах. Заодно был укреплен фундамент в северо-западной стороне мечети. При Вафе хазрате была оборудована и веранда в мечети Марджани. Г. Саматов упоминает Вафу хазрата среди лиц, совершив­ших хадж в советское время под номером 16 среди 32 лиц, так­же Г,Саматов приводит список имамов мечети Марджани за всю её историю, под номером 19 стоит Вафа хазрат, всего перечислено 26 имамов. Также Вафа хазрат упомянут среди шакирдов, направленных мечетью Марджани в Бухарское медресе, он был четвертым таким шакирдом. О  заметной роли Вафы хазрата Гилазиева в тот период может свидетельствовать факт его участвия в работе Пленума ДУМЕС 24 октября 1975 года, посвященного выборам муф­тия. Из Казани на этот Пленум было приглашено два делегата: имам-хатыйб Казанской мечети Габделхабир хазрат Яруллин и Вафа хазрат Гилазиев. На этот Пленум приглашение для В. Гилазиева поступило от исполняющего обязанности муфтия на тот момент Ахметзяна хазрата Мустафина. Учитывая, что уча­стников Пленума было немного, ясно, что это были самые вли­ятельные и деятельные лица в мусульманском сообществе того времени. Как известно, муфтием тогда был избран Габделбари хазрат Исаев. Г. Яруллин был избран членом ДУМЕС. Их было избрано всего 7 человек. А В. Гилазиев был избран в состав ревизион­ной комиссии, состоящей из 3 человек. В нашем распоряжении оказался черновик интервью с Вафой хазратом Гилазиевым, которое состоялось по итогам его хаджа, совершённого в конце 1974 года. Это интервью дати­руется 22 январём 1975 года. Это уникальная запись, т.к. даёт представление о процедуре совершения хаджа в застойные годы со слов непосредственного участника этих событий. Поездка в хадж начинается 16 декабря 1974 года приез­дом в Москву и устройством в гостиницу «Украина». В груп­пе оказалось 19 человек, были представители Уфы, Казани, Октябрьского (БАССР), Куйбышева, 14 человек из Средней Азии и врач. Маршрут пролегал через Бейрут (Ливан). Далее в Каир (Египет). Встретил группу Хаджиев автобус из советского посольства в Египте. В составе делегации был казахстанский казый лет шести­десяти, казначей мечети из Уфы, врач по национальности был узбеком, таджиков было двое.

Вылет произошел в ночь с 16 на 17 декабря.

декабря состоялась встреча с председателем правле­ния мусульманской молодежной организации Ибрахимом Тахави. Вафа хазрат отмечает, что это был очень хороший при­ём. Было 

17    8-9 арабов. Они поздравили советских гостей с выез­дом в хадж.

С ответным благодарственным словом выступил сын муф­тия САДУМ Бабаханов, который пожелал счастья и благопо­лучия в обоих мирах организаторам встречи.

Арабы подарили небольшой памятный подарок — ковёр. День 18 декабря был посвящён посещению исторических мест Каира.

19  декабря был посещены пирамиды фараонов, тюрьма, в которой сидел в заточении пророк Юсуф г-м, место захоронения головы Хусейна ибн Али р. (внука Пророка с.). Также посетили здание средневекового медресе и могилу Гамаля Насера.

20  декабря в гостинице облачились в ихрамы. Двухчасо­вой перелёт в Джидду.

22  декабря в Арафате с делегацией СССР в одной палат­ке на 30 человек были ещё четверо англичан.— молодые люди по возрасту.

23  декабря — вечером в Муздалифу.

24  декабря — день гаеда.

25  декабря — выход из ихрама, стрижка волос.

28 декабря — прощальный таваф Каабы. Выезд в Медину. Посетили кладбище «Бакыя».

января 1975 года прилетели в Каир.

Памятью о Вафе хазрате Гилазиеве является мечеть «Ну- рислам». построенная под его руководством в нынешнем Авиа­строительном районе г. Казани. В то же время нужно помнить, что Вафа хазрат стал одним из первых теле- и радиопроповед­ников Ислама на татарском языке.

В данном сборнике мы публикуем дипломную работу внучки Вафы хазрата Гилазиева Фирдаус Хайдаровой, ко­торая. обучаясь в своё время в медресе «Мухаммадия», под­готовила и защитила диплом в 1997 году, а также её неболь­шое эссе.

В сборник мы сочли необходимым включить конспекты проповедей Вафы хазрата Гилазиева, которые он читал в ме­чети Марджани. Понятно, что эти тексты есть суть просто за­готовки проповедей, которые им устно комментировались, од­нако, как исторические свидетельства той эпохи они представ­ляют определенный интерес для исследователей.                                          

   Составитель и редактор: Валиулла хазрат М. Якупов.