Вафа хазрат Гилазиев: (сборник) В середине 1970-х годов одной из центральных фигур татарстанского Ислама довелось стать Вафе хазрату Гилазиеву. Пока этот период изучен весьма слабо, мало конкретных публикаций. Однако очевидно, что пока недооценена роль и вклад Вафы хазрата в дело возрождения и сохранения исламских традиций у татар. Данная книга будет первой специальной публикацией о нём. Надеемся, что исследователи продолжат эту начатую нами работу. Вообще крайне мало внимания уделено личности В. Гилазиева в печати. Габдулхак Саматов. описывая историю мечети Марджани, упоминает деятельность Вафы хазрата в деле реконструкции здания мечети. В книге Габдулхака Саматова «Милләтебездә Ислам дине» Вафа хазрат Гилазиев упоминается несколько раз. В частности с позитивной точки зрения говорится о времени его служения в качестве муэдзина при имаме Габделхабире хазрате Яруллине. Габдулхак хазрат отмечает, что стараниями Вафы хазрата тахаратхана (зал для омовений) была подсоединена к канализации, причем тахаратхана была расширена и облагорожена. Сейчас нам, современным мусульманам, наличие в мечетях удобных залов омовений кажется естественным. Но мы должны помнить, что в Казани именно Вафа хазрат был инициатором приведения в современный вид этих залов омовений. Ешё одной важной инициативой Вафы хазрата было фактическое расширение мечети Марджани за счёт оборудования молельных площадей в подвале. А ведь тогда в Казани мечеть Марджани была единственной мечетью, народ туда не вмещался. поэтому обретение дополнительной площади в тех условиях было так важно. Цокольный этаж же мечети был низеньким. вот почему в 1973 году нижний этаж был углублен на 1 метр, земля выкопана. Габдулхак хазрат Саматов пишет, что сам участвовал в этих работах. Заодно был укреплен фундамент в северо-западной стороне мечети. При Вафе хазрате была оборудована и веранда в мечети Марджани. Г. Саматов упоминает Вафу хазрата среди лиц, совершивших хадж в советское время под номером 16 среди 32 лиц, также Г,Саматов приводит список имамов мечети Марджани за всю её историю, под номером 19 стоит Вафа хазрат, всего перечислено 26 имамов. Также Вафа хазрат упомянут среди шакирдов, направленных мечетью Марджани в Бухарское медресе, он был четвертым таким шакирдом. О заметной роли Вафы хазрата Гилазиева в тот период может свидетельствовать факт его участвия в работе Пленума ДУМЕС 24 октября 1975 года, посвященного выборам муфтия. Из Казани на этот Пленум было приглашено два делегата: имам-хатыйб Казанской мечети Габделхабир хазрат Яруллин и Вафа хазрат Гилазиев. На этот Пленум приглашение для В. Гилазиева поступило от исполняющего обязанности муфтия на тот момент Ахметзяна хазрата Мустафина. Учитывая, что участников Пленума было немного, ясно, что это были самые влиятельные и деятельные лица в мусульманском сообществе того времени. Как известно, муфтием тогда был избран Габделбари хазрат Исаев. Г. Яруллин был избран членом ДУМЕС. Их было избрано всего 7 человек. А В. Гилазиев был избран в состав ревизионной комиссии, состоящей из 3 человек. В нашем распоряжении оказался черновик интервью с Вафой хазратом Гилазиевым, которое состоялось по итогам его хаджа, совершённого в конце 1974 года. Это интервью датируется 22 январём 1975 года. Это уникальная запись, т.к. даёт представление о процедуре совершения хаджа в застойные годы со слов непосредственного участника этих событий. Поездка в хадж начинается 16 декабря 1974 года приездом в Москву и устройством в гостиницу «Украина». В группе оказалось 19 человек, были представители Уфы, Казани, Октябрьского (БАССР), Куйбышева, 14 человек из Средней Азии и врач. Маршрут пролегал через Бейрут (Ливан). Далее в Каир (Египет). Встретил группу Хаджиев автобус из советского посольства в Египте. В составе делегации был казахстанский казый лет шестидесяти, казначей мечети из Уфы, врач по национальности был узбеком, таджиков было двое. |
Вылет произошел в ночь с 16 на 17 декабря.
декабря состоялась встреча с председателем правления мусульманской молодежной организации Ибрахимом Тахави. Вафа хазрат отмечает, что это был очень хороший приём. Было
17 8-9 арабов. Они поздравили советских гостей с выездом в хадж.
С ответным благодарственным словом выступил сын муфтия САДУМ Бабаханов, который пожелал счастья и благополучия в обоих мирах организаторам встречи.
Арабы подарили небольшой памятный подарок — ковёр. День 18 декабря был посвящён посещению исторических мест Каира.
19 декабря был посещены пирамиды фараонов, тюрьма, в которой сидел в заточении пророк Юсуф г-м, место захоронения головы Хусейна ибн Али р. (внука Пророка с.). Также посетили здание средневекового медресе и могилу Гамаля Насера.
20 декабря в гостинице облачились в ихрамы. Двухчасовой перелёт в Джидду.
22 декабря в Арафате с делегацией СССР в одной палатке на 30 человек были ещё четверо англичан.— молодые люди по возрасту.
23 декабря — вечером в Муздалифу.
24 декабря — день гаеда.
25 декабря — выход из ихрама, стрижка волос.
28 декабря — прощальный таваф Каабы. Выезд в Медину. Посетили кладбище «Бакыя».
1 января 1975 года прилетели в Каир.
Памятью о Вафе хазрате Гилазиеве является мечеть «Ну- рислам». построенная под его руководством в нынешнем Авиастроительном районе г. Казани. В то же время нужно помнить, что Вафа хазрат стал одним из первых теле- и радиопроповедников Ислама на татарском языке.
В данном сборнике мы публикуем дипломную работу внучки Вафы хазрата Гилазиева Фирдаус Хайдаровой, которая. обучаясь в своё время в медресе «Мухаммадия», подготовила и защитила диплом в 1997 году, а также её небольшое эссе.
В сборник мы сочли необходимым включить конспекты проповедей Вафы хазрата Гилазиева, которые он читал в мечети Марджани. Понятно, что эти тексты есть суть просто заготовки проповедей, которые им устно комментировались, однако, как исторические свидетельства той эпохи они представляют определенный интерес для исследователей.
Составитель и редактор: Валиулла хазрат М. Якупов.