Хадиджах-Хажия

Магазин мусульманских товаров оптом

Книги, намазлыки, шамаили, одежда.Оптом и в розницу, в наличии и под заказ.

8(905)312-44-59, Ильдус      8(909)306-35-72,Гумар.   г.Казань
16.09.2013

Автобиография: ВАФА ХАЗРАТ ГИЛАЗИЕВ

ВАФА ХАЗРАТ ГИЛАЗИЕВ

Хочу рассказать о моем дедушке. -Родился он в 1924 году в Высокогорском районе, деревне Ибря. Родители были простыми людьми. Отец работал хлеборобом. Сам Вафа был с детства трудолюбивым и послушным сыном. С 1931 по 1935 год обучался в начальной школе деревни Ибря. С 1935 по 1938 год в деревне Альдермыш. С 1939 по 1940 год ФЗО № 1. В 18 лет. казалось бы. расцвет сил — молодость, нужно наслаждать­ся жизнью, но началась Великая Отечественная Война с 1941 по 1945 г. С войны пишет в родной дом письма, в надежде вер­нуться живым и здоровым домой. Родная мать Вафы умерла, когда ему было 7 лет, в доме — мачеха. Военные годы были тяжелыми. Мой дедушка на войне был 2 раза ранен, конту­жен. Участвовал в Великой Отечественной Войне с 1942 года в обороне Сталинграда. Воевал в составе 1 и 2 Украинских фронтов, в 5 гвардейской армии. Закончил воевать в Праге. Имеет награды «За боевые заслуги», «За оборону Сталингра­да». «За победу над Германией». Был демобилизован после войны в 1947 году. Приехал в деревню Ибря домой. В 1947 году женился на моей бабушке Сазиде. Она была родом из соседней деревни Большие Ковали.

Работал в колхозе до 1950 года бригадиром на токе, пред­седателем ревизионной комиссии. После 1950 года он переезжает со своей семьей в г. Казань. У них было 3 детей. Из них самый младший мой отец Ильдус. Семья была большая, и необходимо было их обеспечивать, он устроился работать на нефтеразведку, после работал шофером и поступил заочно в 1962 году в Горьковский заочный автомобильно-дорожный техникум. Закончил обучение в 1967 году. После получения образования его перевели на должность дежурного механика. Его всегда тянуло к религиозному миру. В 1968 году он поступил в духовное училище «Мир-Араб» в г. Бухаре. Учился несколько месяцев и серьезно заболел воспалением легких. По состоянию здоровья врачи рекомендовали вернуться на лечение. Семья уже не пустила вернуться обратно, но духовная жизнь его очень тянула и не давала покоя. Он выучился и стал муэдзином центральной мечети «Марджани». Эта мечеть существует и сейчас. Она была построена по приказу Екатерины 2. Мой дедушка ездил в паломничество совершать хадж в Мекку. Когда он вернулся из Мекки, его назначили имамом мечети «Марджани». Он долгие годы работал в этой мечети. Сделал большой вклад, расширил дворы, сделал капитальный ремонт, углубил молельные залы для женщин и много других работ. По направлению работал имамом в г. Ижевске, г. Астра-хань. Но он всегда мечтал построить мечеть сам. Он писал много писем правительству о том, чтобы выделили землю на строительство мечети в Авиастроительном районе. Люди это­го района были лишены молельного дома, а ведь это был отда­ленный район. В те годы было сложно получить разрешение на землю, строительство, был страшный дефицит на строитель­ные материалы и т.д. Но через страдания и слезы мусульман удалось осуществить мечту дедушки.

В 1988 году была построена по инициативе группы прихожан и первого имам-хатыба мечети Вафы хазрата Гилазиева (Гыйлажи улы, 1924 — 1990), имя которого увековечено на мемориальной доске после его смерти в день открытия мечети. Мечеть расположена на угловом участке при пересечении ули­цы 2 Армавирская — Мечеть «Нур Ислам».

Эту мечеть можно с полным правом назвать первой ласточкой нового — перестроечного — времени. Если в центре Казани ещё сохранились старые мечети, то на окраине столи­цы республики их не было никогда. Верующие жители Авиа­строительного района всегда чувствовали себя в этом плане обделёнными. Но даже когда им разрешили начать строитель­ство. дело не сразу сдвинулось с мёртвой точки. Как это всегда бывает, потребовались время и лидер. Им оказался Вафа хазрат Гилазиев. Человек уже немолодой — к началу строи­тельства (1989 год) ему было за 60 — но довольно энергичный. Он и стал первым имамом строящейся мечети, на его плечи легли все хлопоты и по поиску спонсоров, и по добыче строй­материалов, и многое другое. Здесь справедливости ради надо отметить, что немало помогали прихожане: люди приходили в свободное от работы время. Одним словом, строили «Нур Ис­лам» всем миром.

На это потребовалось почти два года. И вот, когда наступил долгожданный день открытия мечети «Нур Ислам», Вафа хазрат поднялся на минарет, сказал призыв к молитве азан. Про­вел пятничную проповедь, прихожане, затаив дыхание, свети­лись от счастья, от его проповедей, от того, что мечта людей осуществилась. Вафа хазрат тихонько удалился в свой рабо­чий кабинет, где его сердце не выдержало. Его не стало в этот счастливый для всех людей день.

С тех пор в народе мечеть «Нур Ислам» называют ещё и мечетью Вафа хазрата, а при входе в неё можно увидеть мемо­риальную доску с именем этого человека. К сожалению, имя автора проекта неизвестно. В то время ещё не было архитекто­ров, официально занимающихся проектированием мусульман­ских культовых заведений. Строили, ориентируясь на сохра­нившиеся в некоторых сёлах и деревнях старинные мечети.

Аккуратное здание «Нур Ислама» из тёплого красного кирпича относится к типу двухзальной с отдельно стоящим минаретом. Минарет — шестиярусный, шестигранный, главная его особенность заключается в том, что на трёх ярусах расположены три круговых балкона.

Заглянем в саму мечеть. Интерьер залов трудно назвать оригинальным. Как и в других мусульманских культовых заведениях, здесь много света и воздуха за счёт большого числа окон. Оконные проёмы обрамлены стрельчатыми арками и де­корированы медальонами, на которых можно прочесть выдержки из Корана. Стены наполовину высоты обшиты досками. Фасады со вкусом оформлены арочными мотивами и мотивами татарского декоративного искусства. Сочетание это довольно органично. Мечеть «Нур Ислам» практически никогда не пустует. Она притягивает жителей со всей округи не только по мусульманским праздникам, но и в будни.

Фирдаус Хайдарова.